1. Сонгфик во всех его проявлениях.
Под емкой категорией «сонгфик» понимаются фанфики, в которых большую роль играет песенный текст. Не просто строчки в эпиграфах, спешу отметить. Песня, ложащаяся в фундамент, должна либо звучать в тексте (на заднем плане, в сознании основного героя, в его исполнении) либо перекликаться со словами и мыслями чуть ли не дословно. Причем происходить это должно на протяжении всего фанфика, из чего вытекает неизбежное ограничение по размеру. То есть – либо пишется мини, разбиваемое кусочками песни, либо берется несколько песен и формируется двух-трехчастный фанфик.
Качественный сонгфик, как правило, нравится читателям, особенно если удается найти и творчески обработать известную им песню. Сонг-элемент, к месту вставленный в большой фанфик, создает необходимое (как правило, трагически-романтическое) настроение.
Также под понятие «сонгфик» («филк») иногда относят переделанные и специально написанные под сюжет/героя песни и композиции из оных, в том числе – исполняемые по ролям музыкальные пьесы.
Если вы не хотите привлечь на себя огонь критики и плевки читателей, лучше не выходить за некоторые разумные ограничения:
1) При выборе песни учитывайте, мог ли вообще ее слышать герой. Если теоретически мог – выберите соответствующие обстоятельства. Возможно, героя можно переместить в другую страну или даже в другой мир. Также можно отредактировать текст, убрав несоответствия и анахронизмы, и вложить его в уста самого героя (или имеющихся в мире работников культуры). Внимание – новая редакция должна влезать в старый размер! Если вы не чувствуете в себе поэтического таланта, обратитесь к знакомому специалисту или просто обрежьте текст. Можно также наложить строчки по второму образцу, заставляя их действовать непосредственно на читателя, но не на героя.
2) Песня должна быть к месту! Сонгфик предполагает перекличку слов песни и мыслей героев. Если вы просто (к примеру, для создания контрастного фона или для полноты описания места, где музыка звучит обязательно) вводите в фанфик какую-то песню, необязательно прописывать в шапке «сонгфик», но нужно проверить текст на аутентичность. Напоминаю, что указывать использованные фрагменты и их авторство в дисклеймере желательно в любом случае.
3) Не бойтесь браться за сонгфик, но всегда обдумайте это решение до принятия. Проверьте, не пользовались ли уже этой песней другие авторы. Четко соотнесите текст песни и текст фанфика. Внимание – текст песни не стоит записывать на слух, найдите его в сети – лучше на официальном сайте. Перевод песни, написанной не на вашем родном языке, желательно доверить не автоматическому переводчику, а живому человеку, который разбирается в переводческой деятельности, иначе можно неумышленно вызвать у знающих язык читателей смех.
4) Не злоупотребляйте. «Пересаливать» текст фика песнями не стоит. Опирайтесь на свой художественный вкус.
5) Написание поэтических текстов требует наличия таланта. Написание текстов на заданную тему – сложное дело, причем только от вас зависит, получится ли у вас что-нибудь. Изучите учебники по стихотворчеству, доступные в сетях и в продаже. Найдите бету с задатками поэтического критика.
6) Даже если вы пишете стебный сонгфик, не перебарщивайте. Знайте меру, чувствуйте ее. Этому нельзя научить, но можно научиться.
Если у вас ничего не получается – не расстраивайтесь. Сонгфики относятся к субъективно сложным фикам, и далеко не всем удается их писать, а тем более – писать хорошо.
Кстати, на разных форумах и сайтах встречаются разные определения сонгфиков. См. правило 2.
ЧАСТНЫЕ СИТУАЦИИ, ЗАКОННОЕ ЧИТЕРСТВО, ОБЩЕПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Говоря о частных ситуациях, я в первую очередь имею в виду конкретные трудности, с которыми можно столкнуться на пути фикера – а можно и не сталкиваться. Все зависит от желания самого творца – обходить препятствия или преодолевать их, растя над собой. Выбор за вами - экспериментировать или нет. Помните, что любой действительно полезный совет может помочь не только в той ситуации, к которой прилагается.
1. Сонгфик во всех его проявлениях.
Под емкой категорией «сонгфик» понимаются фанфики, в которых большую роль играет песенный текст. Не просто строчки в эпиграфах, спешу отметить. Песня, ложащаяся в фундамент, должна либо звучать в тексте (на заднем плане, в сознании основного героя, в его исполнении) либо перекликаться со словами и мыслями чуть ли не дословно. Причем происходить это должно на протяжении всего фанфика, из чего вытекает неизбежное ограничение по размеру. То есть – либо пишется мини, разбиваемое кусочками песни, либо берется несколько песен и формируется двух-трехчастный фанфик.
Качественный сонгфик, как правило, нравится читателям, особенно если удается найти и творчески обработать известную им песню. Сонг-элемент, к месту вставленный в большой фанфик, создает необходимое (как правило, трагически-романтическое) настроение.
Также под понятие «сонгфик» («филк») иногда относят переделанные и специально написанные под сюжет/героя песни и композиции из оных, в том числе – исполняемые по ролям музыкальные пьесы.
Если вы не хотите привлечь на себя огонь критики и плевки читателей, лучше не выходить за некоторые разумные ограничения:
1) При выборе песни учитывайте, мог ли вообще ее слышать герой. Если теоретически мог – выберите соответствующие обстоятельства. Возможно, героя можно переместить в другую страну или даже в другой мир. Также можно отредактировать текст, убрав несоответствия и анахронизмы, и вложить его в уста самого героя (или имеющихся в мире работников культуры). Внимание – новая редакция должна влезать в старый размер! Если вы не чувствуете в себе поэтического таланта, обратитесь к знакомому специалисту или просто обрежьте текст. Можно также наложить строчки по второму образцу, заставляя их действовать непосредственно на читателя, но не на героя.
2) Песня должна быть к месту! Сонгфик предполагает перекличку слов песни и мыслей героев. Если вы просто (к примеру, для создания контрастного фона или для полноты описания места, где музыка звучит обязательно) вводите в фанфик какую-то песню, необязательно прописывать в шапке «сонгфик», но нужно проверить текст на аутентичность. Напоминаю, что указывать использованные фрагменты и их авторство в дисклеймере желательно в любом случае.
3) Не бойтесь браться за сонгфик, но всегда обдумайте это решение до принятия. Проверьте, не пользовались ли уже этой песней другие авторы. Четко соотнесите текст песни и текст фанфика. Внимание – текст песни не стоит записывать на слух, найдите его в сети – лучше на официальном сайте. Перевод песни, написанной не на вашем родном языке, желательно доверить не автоматическому переводчику, а живому человеку, который разбирается в переводческой деятельности, иначе можно неумышленно вызвать у знающих язык читателей смех.
4) Не злоупотребляйте. «Пересаливать» текст фика песнями не стоит. Опирайтесь на свой художественный вкус.
5) Написание поэтических текстов требует наличия таланта. Написание текстов на заданную тему – сложное дело, причем только от вас зависит, получится ли у вас что-нибудь. Изучите учебники по стихотворчеству, доступные в сетях и в продаже. Найдите бету с задатками поэтического критика.
6) Даже если вы пишете стебный сонгфик, не перебарщивайте. Знайте меру, чувствуйте ее. Этому нельзя научить, но можно научиться.
Если у вас ничего не получается – не расстраивайтесь. Сонгфики относятся к субъективно сложным фикам, и далеко не всем удается их писать, а тем более – писать хорошо.
Кстати, на разных форумах и сайтах встречаются разные определения сонгфиков. См. правило 2.
2. Кроссим все и вся.
Кроссовер как жанр относится к субъективно простой категории. То есть, в принципе его написать может каждый, кто этого захочет. Кроссоверы у большинства авторов получаются удачными, так что тут главное – взяться за дело. Запомните, скроссить можно все и со всем. Главное – сделать это грамотно.
1) Кроссовер, как правило, требует от автора хорошего знания всех используемых канонов. Но интересные кроссоверы получаются и тогда, когда вместе работают несколько фикрайтеров, каждый из которых доподлинно знает свой канон. Тут играет свою роль свежесть восприятия. В любом случае, даже при работе в команде свою часть канона нужно знать обязательно, а все остальное – хотя бы поверхностно.
2) Обосновывать сам факт кросса необязательно, но желательно. В любом случае, факт наличия параллельных миров нигде не опровергается, поэтому эту отмазку можно использовать как основную. Неплохим обоснованием может стать магия, а также – буйство технологии, перемещения действия в сон, нахождение героя под впечатлением от прочитанного второго канона, действие высшей силы (в роли коей вполне допустим сам автор или авторы). Кроссовер – это практически всегда АУ.
3) Разновидность кроссовера, называемая кавер-фиком (см. далее о кавер-фиках), обоснования не требует вообще.
4) Кроме правил орфографии и грамматики, а также характерных ограничений (если не поставить ООС), ограничений для кроссующего фикрайтера нет. Еще и поэтому кроссоверы могут в штыки принимать на форумах одного автора. Не волнуйтесь, на любом общетематическом форуме кроссовер скорее всего будет принят и наверняка порадует представителей сразу двух фэндомов.
5) Для бечения кроссовера требуется бета, осведомленная в области всех использованных канонов.
Ну, и немного о терминологии. Различаются следующие виды кроссоверов – герой (или герои) из одного мира в другом мире, герои из разных миров где-нибудь вместе, реальный человек (не аватара автора) в нереальном мире и наоборот, перемена мест (героев из разных миров телесно или духовно обменивают, после чего описывают похождения обоих), кросс двух фиков (обычно используются крайне известные фики) и, естественно, смесь нескольких вариантов, например – кавер-фик с элементами кроссовера. Вставка героя из альтернативной реальности, если идея альтернативности принадлежит самому автору – это просто АУ, а не кроссовер. Если же вариант альтреальности берется чужой – то это кросс, и чужое имя нужно указать в шапке. Как правило, подробности, кроме последней, указывать в шапке не требуется, но решения о том, что не прописано в правилах форума или сайта, принимает автор. Также фикрайтер имеет право воспользоваться для кроссинга собственным ориджиналом – и это будет именно кроссовер, а не фик с оригинальным персонажем.
3. Накатанные дороги. Как пользоваться и как выделиться?
Во всех фэндомах, доросших до определенного возраста, образуются некие устойчивые пейринги, сюжетные повороты и альтернативные реальностные идеи. Часто они даже получают название (см. например, в фэндоме ГП – «снарри» (фики с пейрингом СС/ГП), «северитус» (фики, где СС оказывается отцом ГП)). Нет ничего плохо в том, чтобы пользоваться накатанными дорогами – у устойчивых поджанров всегда есть читательская аудитория, иначе их не писали бы. Если вы выбрали для работы именно такой устоявшийся шаблон, у вас будет только одна проблема – как внести в него что-нибудь оригинальное. Оригинальным может быть побочный пейринг, элемент кроссовера (или кавера), сюжетный ход, ранее не использованный другими авторами, повышение или понижение рейтинга и так далее. В любом случае, изучение фанона для пишущих по накатанному обязательно. Ибо поскользнуться и неумышленно сплагиатить становится очень просто. (Кстати, вычленив все устойчивые конструкции, вы почти всегда можете найти никем не юзанный пейринг и основать новую традицию, в коей и творить. При должном старании можно превратить в накатанную дорогу для себя и себе подобных редчайший пейринг или сюжетный поворот. Стоять у истоков, по себе знаю, очень приятно).
Еще одна методика использования накатанных дорог – обстебывание устойчивых штампов. Результат наверняка будет популярен среди истинных знатоков фанона.
Кстати о птичках... Есть беты, специализирующиеся на «накатанных дорогах». Если на скользкий путь вы вступаете впервые – позаботьтесь, чтобы рядом был профессионал. Хорошая бета, знаток фанона, может спасти от конфуза с неумышленным совпадением идей.
4. Стеб. Каноны смешного.
Обстебать можно все. Даже святейшие вещи – все зависит от вашего чувства юмора. Для фикрайтеров, обладающих оным в большом объеме, стеб почти всегда не представляет ровным счетом никакой сложности. Идеи приходят сами, и нужно только стараться не выпасть за рамки конкретного форума. См. правило три. Далеко не во всех фэндомах безбашенные фанаты находятся в большинстве. (У людей, чувством юмора не обладающих, стеб как правило не получается. То есть, речь опять идет о субъективной простоте либо сложности. И каждый фикрайтер может решить сам для себя, есть у него талант или нет. Достаточно попробовать – хотя бы начать с анекдотов).
Итак, рамки – необязательные, конечно.
1) Не ставьте в излишне неловкое положение особо уважаемых персонажей. Часто это может вызвать негативную реакцию фэндома.
2) Не шутите плоско. В смысле, от имени персонажей, которым уплощенность не свойственна. Если персонаж и у автора канона глубоко не мыслит – используйте его, конечно, по назначению.
3) Не шутите особо грязно. Конечно, если персонажи не позволяют)
4) Не шутите непонятно для всех, кроме себя.
5) Не повторяйте ошибок, которые делали забаненные на вашем форуме любители поюморить, если таковые были.
6) Не забывайте указать на использованные чужие идеи.
7) Не обстебывайте чью-то вещь (в смысле, фанфик) без разрешения автора, если хотите сохранить с оным дружеские отношения.
5. Как сослэшить неслэшуемое. Простые методики читерства.
Читерство, как правило, необходимо именно авторам фиков «от пейринга», причем, как правило, проблема относится к слэшевым пейрингам. Хотя некоторые гет-пейринги не менее несовместимы в теории. Запомните, что на практике несовместимых героев нет. Любой воинствующий гомофоб в душе сияет чистым небесным цветом (а откровенно голубой персонаж – бисексуален). Асексуализм – излечим. Любовь – проходит, и приходит новая. Главное – правильно поставить персонажей и четко рассчитать, куда вы их толкаете. Полетят в объятия друг другу как миленькие…
Итак, постановочные приемы:
1) Ограничение в пространстве. Слэшуемых заставляют зависнуть в лифте, запирают в шкафу, комнате или квартире, сажают вдвоем в камеру – в общем, придвигают друг к другу на интимное расстояние и оставляют наедине, не дав никаких альтернативных развлечений. Как правило, этот прием применяется к героям, между которыми уже что-то есть, просто они об этом не знают. Психологически такая ситуация достоверна – от нечего делать все способны на многое. Примечание: в зависимости от характера героев в ограниченном пространстве может произойти все что угодно – от объяснения с поцелуем до бурного секса.
2) Воздействие. Бывает различным – магическим, наркотическим, экстрасенсорным… Или просто силовым. Под действием заклятия, загадочного зелья, желания шкодливого телепата, в состоянии одержимости и просто под дулом пистолета герои будут поступать так, как решит автор фика. Воздействие – хорошее объяснение для того, чтобы вывести героя немного ООСшным. Конечно, реакция и ситуация все-таки должны совпадать с возможностями канона, но это – прописная истина. В общем, если нужно заставить героев сделать то, что требуется по сценарию – наведите на них соответствующий воздействующий фактор.
3) Махровая альтернативщина. Идея параллельных миров, как отмечалось выше, неопровергаема. Значит, никто не мешает немного подкорректировать реальность. И соответственно кардинально извратить характеры героев. Существуют даже варианты АУ, в которых вычеркивается к чертовой бабушке весь сюжет, и остаются только герои, которых ставят в совершенно новую ситуацию. Опять же, если под ногами у избранного вами героя и предназначенного ему в пару другого персонажа мотается какая-нибудь вечная любовь, никто не мешает ее прибить, заставить уйти или стереть как факт. Это – нормальное допущение в рамках АУ.
4) Обмолвки канона. Если смотреть подготовленным глазом, в любом каноне можно накопать вагон предпосылок для слэша. Или гетного пейринга, отличного от канона. Взгляды, слова, намеки, двусмысленности – все идет в дело. Важно только заметить.
Также существуют совершенно законные способы оформления фика, в котором никак не объясняется внезапно вспыхнувшая страсть между персонажами. Помимо ООС, существует прелестная маркировка ВСЕГЕИ (EIG). Под такой меткой возможно все. И дополнять обоснованиями не обязательно. Для фиков же протяженностью в одну эротическую сцену, лишенных сюжета в принципе, предназначена метка PWP.
Итак – слэшьте все, но главное – не забывайте об анатомии… И о грамотности. За остальное можете не так сильно волноваться, если у ваших читателей на первом месте из критериев выбора – пейринг, а на втором – эротическая достоверность.
6. ОМП И ОЖП. Эффект «мерисью» – избавляемся или используем.
ОС бывают мужского и женского пола, это не такое уж и большое откровение. Вводят их в повествование по многим причинам, но чаще всего для того, чтобы воплотиться в них лично. Пол автора и пол ОС совпадают далеко не всегда, внешность и даже характер – тоже могут отличаться. Иногда в качестве нового персонажа автор вообще выводит какого-то конкретного знакомого, а совсем не себя любимого. Бывает, что ОС получает строго эпизодическую роль. В общем, ОС бывают разные.
1) Наиболее яркие представители рода ОС – Мери Сью и Марти Сью. Мерисьюшкой вашего персонажа делают такие моменты, как немереная красота, немереная же крутизна, вечная правота, склонность вмешиваться в события и все исправлять. Многие критики считают мерисью непростительным грехом, но если вы сделаете соответствующую пометку в шапке фика, вопросов к вам не будет. Другое дело, что мерисью не очень любят читатели – они же приходят читать о своих обожаемых героях, а не о товарище авторе, который подробно расписывает переживания идеализации себя любимого. Эффект «мерисью» в полной мере лучше использовать в стебных фиках, высмеивающих детское мерисьюшное творчество (ибо мерисью – это, как ни крути, любимый жанр детей и новичков). Если же вы пишете в этом стиле сами – постарайтесь, чтобы ваш герой не затмевал окончательно главных. Не более чем в два раза чаще появлялся, не развозил скучные или тупые философствования на пол-листа… И еще – постарайтесь сделать героя симпатичным для аудитории. Если в него влюбятся читатели, причем до такой степени, что начнут просить вас включить побольше сцен с его участием в фик, – значит, вы выиграли. И уже не важно, мерисьюшку вы создавали или нет, – в глазах публики вы стали автором приятного во всех отношениях и любимого персонажа.
2) Далее идут принципиально немерисьюшные ОС. То есть – не идеализированные до предела существа. Их включают в фик, например, для того, чтобы показать какую-то ситуацию их глазами, вмешаться по мелочи и так далее. В гущу событий такие ОС не лезут, ничего героического не совершают – просто появляются и потом исчезают. Иногда представляют собой точное воплощение автора, иногда – нет.
3) Существуют также ОС-функционалы. Например, некий новый злодей, новый подручный злодея старого, – обычно их появление требуется в продолжении, потому что старый злодей уже обезврежен. Эпизодические персонажи, не существовавшие в каноне – это тоже ОС-функционалы. У них есть конкретная функция, которую им положено выполнить, после чего – покинуть сцену. Иногда, впрочем, ОС-функционал получает крупную роль, но – только если того требует функция. Функционал по определению не может стать мерисьюшкой, если это не запланировано изначально.
4) Особняком стоят вбоквельные новые персонажи. У них может наличествовать развернутый характер, они принимают в событиях самое деятельное участие, и нельзя однозначно сказать, что они выполняют какую-то конкретную функцию. Как правило, вбоквельных ОС не сравнивают с эталоном мерисью – для них существуют совершенно иные критерии оценки, обоснованные спецификой вбоквела. В эту же группу можно отнести и АУшных ОС, которые появляются из-за того, что реальность изменилась (а не реальность меняли для их появления!). Про них нельзя сказать, что они появились строго для выполнения одной функции, просто логика повествования потребовала, чтобы кто-то занял, например, место логически исключенного персонажа. Что этот ОС будет делать впоследствии – решать автору.
5) В качестве любого ОС может использоваться готовая роль автора или его знакомого – персонаж, использованный в ролевой игре. Иногда на этом построена часть сюжета.
Ввода в эксплуатацию ОС не следует опасаться. Иногда без них… ну, просто не обойтись. Важно понять, когда это «иногда» применимо, а когда нет. ОС для крупных ролей следует тщательно прорабатывать в области характера, эпизодических персонажей – не описывать тщательнее, чем нужно. Описывая себя, не стоит увлекаться саморазоблачением, а создавая идеализацию – доходить до абсурда (если вы не пишете стеб). Функционал должен отвечать своей функции, которую, в свою очередь, следует четко обозначить. Ничего сложного в создании ОС нет, нужно лишь приложить немного фантазии.
7. Кавер-фики и стилизации. Не плагиат, но фишка!
Кавер-фики – это фанфики, написанные на основе других текстов с заменой имен и реалий. Чем меньше нужно менять в кавер-фике, тем проще его писать, но не думайте, что получится обойтись автозаменой. Тему кавера и оригинальный текст нужно подбирать очень тщательно. Возможно, придется выкинуть какие-то куски или дописать новые – в том же стиле. Возможно, придется немного изменять текст под характеры – или характеры героев под текст. Запомните – текст-оригинал необходимо упомянуть в дисклеймере, можно даже дать на него ссылку. Иногда определенная «фишка» проявляется именно при сравнении оригинала и кавера.
Стилизация – это еще один подход к использованию чужих находок при работе над фиком. В отличие от кавера, где требуется лишь взять чужой текст и обработать его должным образом, стилизация требует совершенно определенного таланта. Нужно писать чужим языком, в чужой сюжетной колее, пользоваться чужим уровнем подачи материала… Когда герои фика и стиль принадлежат одному автору, это обычно одна из хороших вариаций фика «от канона». Если же стиль принадлежит кому-то левому, то это уже стилизация под этого самого левого товарища. Что, конечно же, положено упомянуть в шапке. Стилизации и каверы, как правило, используются для создания комического эффекта, но допустимы и в серьезных произведениях.
В некотором смысле каверы и стилизации напоминают кроссоверы, да и относятся к их разновидностям. Поэтому советы, которые могут пригодиться при написании, уже можно найти выше.
8. Переводчество. Творческий и рабочий подходы.
Переводом фиков может заниматься фикрайтер, хорошо знающий два языка. Желательно на уровне студента иняза, конечно. Для работы над переводом вам потребуется:
1) Текст фика-оригинала. Желательно завершенного.
2) Если фик не ваш – то желательно заполучить разрешение автора.
3) Словарь. И не один. Помимо обычного словаря нужен также словарь идиоматических выражений, фразеологических оборотов, возможно – словарь сленга. Может понадобиться и что-то специализированное, типа словаря медицинских или каких-либо еще терминов.
4) Много времени и много упорства.
5) Талант.
Существуют два подхода к переводу. Подход, называемый рабочим, предполагает собственно перевод – предложение за предложением, с сохранением адекватности, естественно… Но – никакой отсебятины. Творческий перевод же предполагает исправление авторских ляпов, развитие слабо затронутых тем, адаптацию текста в другую культурную традицию и тому подобное. Выбор, как правило, за переводчиком.
Существует множество книг и статей, посвященных вопросам перевода. Очень советую фикрайтеру, взявшемуся за этот неблагодарный труд, вначале прочесть хотя бы некоторые из них. Почему труд неблагодарный? Ну, есть замечательные строки, точно описывающие проблему:
Many critics, no defenders,
Translators have but two regrets:
When they hit, no one remembers,
When they miss, no one forgets! (с)
В общем, если вы переведете хорошо, это примут как должное. И все равно хвалить будут не столько вас, сколько автора оригинала. А если вы переведете плохо – вас будут обвинять во всех смертных грехах. Равно как и если вы хорошо переведете изначально плохой текст).
Но я вас не отговариваю. Дерзайте. К сожалению, не все фикридеры пока значатся в рядах полиглотов. Поэтому переводчики нужны и будут нужны еще долго.
Предостерегаю лишь от использования автоматических переводчиков – если пользуетесь такими, обязательно проверяйте адекватность машинного перевода.
И запомните – ни кавер, ни стилизация плагиатом не являются. Вы же не собираетесь скрывать то, что использовали чей-то стиль, чьих-то героев и далее по списку? А плагиат – это именно присвоение авторства. В чем можно обвинить лишь фикрайтера, ленящегося оформить дисклеймер.
http://forum.upperwood.ru/index.php?sho … 3&st=0